Игорь Сергеевич Семьин — сердечно-сосудистый хирург, врач по рентген-эндоваскулярной диагностике и лечению, аспирант кафедры хирургии Северного государственного медицинского университета, имеет публикации в журналах ведущих научных сообществ, является соавтором ряда патентов.
Мама пишет СМС: «Пациент передает привет»
— Моя мама Галина Викторовна Семьина работала фельдшером в селе Конево Плесецкого района. В сельской местности фельдшер — специалист широкого профиля: работает и за врача, и за медсестру. Случалось, что люди приходили за советом или помощью непосредственно домой: у кого палец в циркулярную пилу попал, кого собака укусила, поэтому дома всегда были жгуты, шприцы, перевязочный материал и тому подобное. Зачастую она могла уехать в ночи ставить капельницу, или смотреть больного, или расшифровывать кардиограмму, чтобы понять, есть инфаркт или нет. Часто после школы я заходил к маме на работу, болтал с её коллегами, видел рабочий процесс. Соответственно, дома всегда были атласы и справочники по медицине.
Сейчас мама — ветеран труда, 1 апреля исполняется 43 года, как она устроилась на работу, но она по-прежнему «на посту» — работает заведующей амбулаторией Коневского филиала Плесецкой центральной районной больницы. Да, она могла бы выйти на заслуженный отдых, но уже не может без работы, и я как врач начинаю понимать ее: когда ты привыкаешь жить в состоянии постоянного драйва, потом без него становится скучно.
Там, откуда я родом, есть пациенты, которым мне уже довелось прооперировать: у кого-то был инфаркт, кому-то лечили ноги.
Мама периодически пишет СМС, что, мол, приходил вот Иван Иваныч, передавал привет, все у него все хорошо. Когда получаешь такую обратную связь — чувствуешь, что работаешь не зря.
Профессиональная траектория
— Когда в 11 классе пришла пора выбирать профессию, я не то что бы сразу нацелился на медицину — я просто сидел и думал, куда можно податься, если у меня хорошо идут химия и биология. Вариантов было два — педагогический вуз или медицинский. Становиться учителем мне не хотелось, поэтому выбор пал на Северный медицинский университет.
Тогда можно было поступать или на медико-профилактическое дело, или на педиатрию, или на лечебное дело. От педиатрии я отказался сразу, потому что никогда не имел предрасположенности к работе с детьми, от медико-профилактического — потому что мне хотелось принимать непосредственное участие в оказании помощи людям. А вот лечебное дело как раз давало для этого все возможности.
Во время учебы у меня появилось желание стать анестезиологом-реаниматологом, и поэтому, учась на 4 курсе, я устроился санитаром в реанимацию для пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения. Проработал там полгода и понял, насколько это тяжело морально — прогноз у таких пациентов далеко не всегда благоприятный. А мне хотелось заниматься делом, где результат будет в большей степени зависеть от меня. Хотелось работать руками.
Так я остановился на хирургии, а именно на рентгенхирургии. Интернатуру проходил на базе Архангельской областной клинической больницы в отделении рентгенхирургических методов диагностики и лечения у Александра Николаевича Иваненко. Там сформировалась моя дальнейшая профессиональная траектория: клиническая ординатура по сердечно-сосудистой хирургии, профессиональная переподготовка по рентген-эндоваскулярной диагностике и лечению, а параллельно — трудоустройство, дежурства и тому подобное.
Свою первую самостоятельную операцию — это была коронарография — я выполнил в начале 2014 года. Помню слова наставника: «Плохо. Иди переделывай». После этого я понял, как важно делать свое дело хорошо с первого раза.
Хирург, который умеет все
— Еще в университете я попал в программу по обмену студентами и месяц стажировался в Польше, в отделении гастроинтестинальной хирургии Ягеллонского университета. Было очень интересно узнать, что там специалист не получает такую узкую специализацию, как у нас: врач ультразвуковой диагностики, врач-эндоскопист, хирург-онколог и так далее. В Польше гастроинтестинальный хирург — это хирург, который занимается всем, от ротовой полости до анального отверстия. Он выполняет операции и на пищеводе, и на желудке, и на тонком и толстом кишечнике, и на печени, сам проводит эндоскопические и ультразвуковые исследования. Понятно, что подготовка такого специалиста занимает гораздо больше времени, человек становится профессионалом и выходит на самостоятельную практику годам к сорока. Но он может все делать своими руками.
Это интересный вариант развития, который позволяет осваивать многие области медицины. Так, рентген-эндоваскулярная хирургия дает возможность заниматься диагностикой и лечением сосудов головы и шеи, нижних конечностей, сердца, головного мозга, почек и так далее.
Вернуть «уходящего» пациента
— Если говорить о запомнившихся пациентах, то уже в этом году был случай, когда привезли мужчину с язвенной болезнью желудка, массивным кровотечением, уровнем гемоглобина 39 граммов на литр и без сознания. Эндоскопические методы гемостаза были неэффективны. В таких случаях всегда надо понимать, что такие пациенты, как правило, возрастные, имеют сопутствующие заболевания и тяжело переносят массивную кровопотерю. Часто это — уходящие пациенты.
Мы достаточно быстро среагировали и в течение 15 минут выполнили операцию через прокол на бедренной артерии. Спустя два дня я встретил лечащего врача этого пациента, и оказалось, что мужчина уже переведен из реанимации и готовится к выписке. Было радостно узнать об этом: существовала угроза, что человек погибнет, но мы вмешались и инвазивно решили проблему.
«Интересно работать в команде, где все на одной волне»
— Для чего мы создавали клинику «Инномед»? В собственной клинике вы имеете возможность внедрять алгоритмы оказания помощи такими, какими вы их видите. Когда вы сами организуете процесс, вы можете делать это в минимальных временных рамках и с максимальной пользой. В «Инномеде» мы практически не зависим от смежных служб: здесь есть все необходимое, чтобы в любой момент провести диагностику и лечение, а если случится непредвиденная ситуация — быстро ее купировать.
Наконец, гораздо интереснее работать в команде, где все на одной волне и хорошо понимают друг друга. Хорошая команда — залог успеха. Зачастую разные врачи имеют разные взгляды на то, как должен проходить лечебный процесс. Ну а мы придерживаемся единого подхода: нужно оказывать медицинскую помощь быстро, качественно и, чтобы повысить ее эффективность, малоинвазивно.